Представьте себе, у некоторых народов бытует и
такая традиция. «Заправляет» этим делом святой Кнут – один из особо почитаемых
небесных покровителей в скандинавских странах. А происходит данная церемония на
двадцатый день после католического Рождества – 13 января, когда на
постсоветском пространстве традиционно отмечается «старый Новый год» (вроде
нонсенс, а живет ведь традиция!) Как говорится, каждый гуляет по-своему. Однако
в итоге и в том, и в другом случае, думается, людское внимание действенными
народными методами привлекается к непреложной истине: новогодне-рождественский
праздничный «марафон» финиширует, пора и за дело снова приниматься.
Рано или
поздно всему приходит конец. То есть своего рода смерть. В которой, возможно, дремлет
новая жизнь. «Умирает» и Рождество. Скандинавы приурочили это к реальному
убийству, которое произошло почти девятьсот лет назад…
День святого Кнута – наверное, один из немногих праздников, в названии которых
фигурирует непосредственная хронологическая привязка. Посвящен праздник
исторической личности – Кнуту Лаварду (1091-1131), который был одним из внуков
датского корола Свена Ёстридссона.
Вначале Кнут не выделялся среди своих многочисленных кузенов. Обзавелся семьей,
взяв в жены княжну Ингеборгу – одну из внучек Владимира Мономаха. Родился сын,
которого в честь славного прадеда назвали Вольдемаром. Почти благочестивая
жизнь. Но мысль о троне не покидала. И, с помощью интриг, хитростей и подкупа –
что не преминули отметить и летописцы, – Кнуту удалось прорваться в короли.
Правда, власть его простиралась не на всю Данию, а только на западнославянское
племя бодричей. Но все же кое-что. Тем более что и бодричи (немцы называли их
ободритами) были не лыком шиты. Это сильное и воинственное племя, одно из самых
загадочных славянских племен, жило в нижнем течении р.Эльбы (Лабы) и на
Балтийском побережье более шестнадцати веков – вплоть до XII в. новой эры;
бодричи имели свои поселения и в Новгородской земле.
Воцарившись над бодричами, Кнут Лавард решил, что достоин и большего. И начал
доказывать своему дяде Нильсу, который тогда был королем Дании, что истинным
наследником должен быть именно он, Кнут. Дяде, а также его сыну, принцу
Магнусу, подобные претензии, естественно, нравиться не могли. И вот,
поразмыслив хорошенько над ситуацией, отец и сын решили избавиться от
претендента. Магнус, дождавшись окончания празднования Рождества, заманил Кнута
на встречу и убил его. Случилось это 7 января 1131 года в лесу под городом
Рингстедом.
Вот собственно, и вся история. Обычная междоусобная разборка, каких в те
времена – да и потом! – бывало в изрядном количестве. Но дело в том, что сын
Кнута Вольдемар Великий, ставший-таки королем Дании, испросил у Папы Римского
Бенедикта IX канонизацию своего родителя. А потом, говорят, на могиле начали
свершаться чудеса, причем в больших количествах. Так что посмертная слава
святому Кнуту была обеспечена. И его стали чтить. Сначала чтили как положено,
то есть именно 7 января, в день его гибели. Но со временем этот день почему-то
«переехал» на 13-е число. Может, удобнее так было считать, или хотелось
объединить зловещую «чертову дюжину» с подлым убийством, не знаю. Как бы то ни
было, со временем именно 13 января стало считаться в скандинавских странах днем
окончания рождества.
Подростки в деревнях наряжались в «knutgubbe» – напяливали на себя соломенное
чучело с надетой на него одеждой (не правда ли, есть отдаленное сходство со
славянской Масленицей?) и ходили по избам, совершая символическую уборку –
«выметали рождество». А потом требовали плату за труд. Мужики подходили к
вопросу радикально: собирались в избе, крепко поддавали самогонки, после чего
выталкивали друг друга из дверей. Когда выходил последний, рождество считалось
оконченным. Но так своевольничать мужчинам позволялось не везде. К примеру, в
области Вермланд праздник считался женским, и на самогон и песни-пляски
собирались женщины. А представителям сильного пола в этот день приходилось
самим доить коров…
Между прочим,
помимо «изгнания» Рождества, была у Кнута Лаварда еще одна важная миссия.
Вместе со своим царственным тезкой, королем Дании, Швеции, Норвегии и Англии
(вот так вот!) Кнудом Великим, он был одним из покровителей так называемых
«Кнутовских гильдий». Гильдии эти представляли собою союзы датских купцов,
которые в те времена действовали весьма активно и пользовались значительным
влиянием по всей Европе. Однако они давно уже отошли в прошлое. А «День
двадцатый» остался!