Суббота, 18 Мая 2024, 21:50:38


В Латвии
Вход
Меню сайта
Разделы
Материалы газеты [172]
Номер страницы "Подкова" [135]
Интервью [30]
Опросы [35]
Доктор НЕКУРПАТОВ [5]
Summer House [15]
Тусовки [3]
О любви... [1]
Конкурсы [4]
Письма читателей [1]
Поиск
Социальные сети
Статистика
Сайт в Facebook
Facebook
РЕЗЕКНЕ
Онлайн
Резекненские Вести

 rus.rv.lv

Главная » 2013 » Март » 26 » ЗА КУЛИСАМИ КРЕПОСТНОГО ТЕАТРА
22:46:04
ЗА КУЛИСАМИ КРЕПОСТНОГО ТЕАТРА
Театр и кино сейчас являются неотъемлемой частью культуры, зеркалом прошлого и настоящего. Думаю, многие в юности мечтали  о том, чтобы хоть на мгновение оказаться на месте кинозвезд. Слава, любовь зрителей, блестящая карьера, жизнь, полная приключений и новых открытий. Все это всегда манит и завораживает. Размышляя об этом, мне хотелось бы приоткрыть дверь в прошлое и посмотреть на жизнь  русских актеров и русского  театра полтора века назад. Огромную роль в развитии русского сценического искусства в то время сыграл крепостной театр.

Крепостной театр существовал в России на протяжении примерно столетия (с середины 18 в. до середины 19 в.). Крепостной театр был двух типов – городской  и  усадебный . Первый представлял собой хорошо устроенные помещения с большим репертуаром, большой труппой артистов, оркестром, балетом, хором и солистами. К этому же типу относятся и так называемые «балаганные театры», показывавшие свои спектакли на больших ярмарках в уездных городах, в посадах при монастырях и т.д. Ко второму типу относятся усадебные театры – для забавы самих господ и приглашенных гостей.
Время Екатерины II стало эпохой расцвета крепостного театра – таких театров насчитывалось более 200! Самыми известными театрами вельмож екатерининского и александровского времени в Москве и Санкт-Петербурге был театр князя Юсупова на Мойке и в подмосковном Архангельском, графов Шуваловых на Фонтанке, Потемкина в Таврическом дворце, графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине). В середине 18 века не иметь крепостного театра у дворян считалось дурным тоном. Владеть собственным театром было делом престижа.  А вот уровень у каждого театра был свой. Тут все зависело от уровня образования помещика, от его вкусов и, разумеется, кошелька. Небогатые дворяне устраивали представления в одном из залов своего имения, собрав туда стулья. Их актеры сегодня грядки пололи, завтра шли играть  Ромео и Джульетту. Более состоятельные и приближенные к  искусству не только строили театральные здания – со сценой, партером и ложами, но и обучали своих крепостных грамоте, языкам, музыке, актерскому мастерству с самого детства. 
Талантливые дети подбирались из сотен. Чтобы ребеночек был ангельской внешности, гибкий и голос был звонкий. В некоторых имениях были подобия музыкально-театральных школ. Бывало, что обучение в них начиналось с 6-7 лет. Будущих актеров обучали профессиональные артисты, композиторы, балетмейстеры. Барин так же выписывал учителей из-за границы, следил за обучением, а иногда и сам принимал в нём участие.
В отличие от Европы, где актерские труппы, как цыганские таборы, скитались по городам и являлись символами творческой свободы, в России  крепостные театры и оркестры стали чудовищным и циничным символом рабства. Так как артистов набирали из крепостных,  то и обращались с ними,  как с рабами. Их судьба целиком зависела от воли и произвола помещика.  В любой момент их могли послать работать на конюшню или поставить на запятки кареты, а то и продать, выменять на собак и лошадей, проиграть в карты. В "Санкт-Петербургских ведомостях" можно было прочитать объявление, что «продается живописец» или «Продаются 8 человек музыкантов» А. Разумовский продал Потемкину целый оркестр (50 человек) по 800 рублей за голову. Выдающийся живописец Василий Тропинин, крепостной графа Моркова, красил заборы, колодцы, а иногда прислуживал господину как лакей за столом. Жили они, обычно, совершенно изолированно в отдельных флигелях, под строгим присмотром. „Делать нечего, — говорит у А. И. Герцена один владелец крепостного театра, — порядок в нашем деле — половина успеха; ослабь сколько-нибудь вожжи — беда: артисты — люди беспокойные. " Целыми днями их мучили бесчисленными репетициями, долгими месяцами заставляя с „голоса" выучивать роли наизусть; лишь в театрах очень больших бар можно было встретить  грамотного актера.  Жалования крепостные актеры большею частью вовсе не получали, так как жили на всем готовом. И лишь у богатых вельмож им было положено определенное вознаграждение. По указу Н. П. Шереметьева актерам его театра было назначено жалование в размере от 10 до 60 руб. в год.

Прасковья Ковалева, высокоталантливая актриса шереметевского театра, получала высший оклад — 80 руб. Положение его актеров считалось исключительно привилегированным, так как 50 — 60 руб. в год получали лишь графский камердинер и управитель. В Шереметьевском театре ко всем актерам  обращались на «Вы» и по имени отчеству, им запрещался физический труд, кормили их тем же, что и господ, а если кто-то заболевал – привозили из города лучших докторов. Это, конечно по тем временам было неслыханно и поражало. Артистов этого театра отличала от других профессиональная подготовка. С ними занимались вокалом, актерским мастерством, игрой на музыкальных инструментах, грамотой, иностранными языками, литературой, некоторыми общими наукам. Именно такое образование получила дочка крепостного кузнеца Параша Ковалева. В восьмилетнем возрасте она попала в графское именье. Способности девочки были настолько явны, что ее сразу отдали на воспитание и обучение княгине М.М. Долгорукой.  С девочкой усердно занимались, приглашали лучших мастеров. Она получила прекрасное образование, великолепно играла на арфе и клавесине, прекрасно говорила по-французски и по-итальянски. Позже, глядя на нее, никто не мог поверить, что Прасковья Ивановна – крепостная крестьянка. Девочка дебютировала в опере Гретри «Опыт дружбы», ей досталась роль служанки. Чудное сопрано юной исполнительницы покорило всех. После этого дебюта граф Николай Шереметьев отдает все главные партии этой уникальной молодой актрисе. Тогда же он дает звезде своего театра, и, как все мы знаем, своей жизни, псевдоним «Жемчугова».

3 февраля 1803 г. знаменитая Прасковья Жемчугова, тайная графиня Шереметьева, родила сына Дмитрия, Немало крепостных российских театров получили всемирную известность, много актеров выросли из подневольных в свободных и знаменитых. Как  ни сложна была судьба крепостных актеров, их труд внес огромный вклад в развитие русского театра. В театре – студии «Йорик» в начале этого года состоялась   премьера моноспектакля режиссера Ларисы Щукиной «Тупейный художник», где рассказывается о жизни и трагической любви крепостных актеров. Надеемся, вы увидели этот спектакль.                                                                                                                                         
Галина Иванова
художник Театра–студии «Йорик» и дома Культуры национальный обществ

Категория: Материалы газеты | Просмотров: 873 | Добавил: igorbogdanovich | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]